Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 1.4

Пятна света - яркие места и тени

Рассмотрим две противоположные формы яркости пятна света, имеющие большую яркость, и затемненные места, имеющие малую яркость (к последним относятся и тени). Все возможные ее градации лежат между этими двумя полюсами.

Художественное значение этих крайних форм яркости заключается в том, что любая поверхность (плоская или объемная), будучи интенсивно освещенной, воспринимается удаляющейся, а затемненная или находящаяся в тени приближающейся.

В основе различных зрительных, в том числе художественных, эффектов лежит именно этот принцип. Бесчисленные его варианты вызываются различными факторами и, в первую очередь, особенностями объемного решения и его цветовой гаммой, наличием деталей, фактурой поверхностей, цветом и отражающими свойствами материала, величиной пятен света и теней, а также местом их расположения. Сочетание этих факторов может как-то изменить восприятие, но в основе его обязательно лежит указанный принцип.

Для рассмотрения архитектурно-художественных особенностей пятен света и теней нужно абстрагироваться от их окружения, т. к. и те и другие обычно существуют и смотрятся не сами по себе, а рядом со своей противоположностью.

Эта форма яркости имеет заметное значение в художественной трактовке поверхности, на которой расположено пятно света, и всего интерьера только в том случае, если ее соотношение с соседней яркостью не менее 1:3. Иначе поверхность либо совсем не читается, либо место, занимаемое пятном, кажется лишь немного светлее фона.

Пятно света может быть образовано различными видами света. Направленный создает пятно с резко ограниченными краями; собственные тени на предмете в таком пятне отсутствуют, падающие очень глубоки, а их величина зависит от направления света. Рассеянный создает совсем другое пятно: края его очень сильно размыты, собственные тени также отсутствуют, падающие слегка просматриваются и их края тоже очень размыты, вследствие чего величина тени не улавливается.

Независимо от происхождения пятен света, их свойства имеют большое значение для восприятия архитектурного решения. Во-первых, ограждающие поверхности помещения и вообще все предметы, на которые упали большие пятна света, кажутся изменившими свое место, что нарушает архитектурный замысел помещения, нередко совсем «изменяя» не только его статическую схему, по и планировку. Во-вторых, поскольку в месте пятна света тени либо отсутствуют, либо очень незначительны, не только все детали, но и объемы здесь как бы тают: глубина и форма не читаются, пространство превращается в плоскость; в результате искажаются объемное решение и масштаб.

Это особенно чувствуется тогда, когда яркая светящаяся поверхность находится на уровне глаз.

Особенно важны для восприятия интерьера большие пятна света. Их наличие даже на одной из ограждающих помещение поверхностей «разбивает» ее, она перестает казаться гладкой, зрительно изменяется ее место.

В пятне света большая поверхность «удаляется», а если здесь находится какой-либо предмет (мебель, ширма и т.д.), он выступает наперед, значительно «увеличиваясь» и становясь главным в композиции. Часто встречается вариант этого случая, когда большое пятно света на стене образует достаточно яркое место, которое «вспучивается» или «проваливается» (в зависимости от общей ситуации). Это все очень влияет на восприятие пространства в архитектуре помещения, его структуры, статической схемы. Наличие в помещении многих пятен света вносит в него пестроту.

Цвет пятен света обычно тот же, что и лампы: он не зависит от цвета поверхности, на которой они образовались.

Всякий цвет в интерьере, особенно светлый, в месте светового пятна бледнеет и теряет свой цветовой тон, а часто, в зависимости от своего спектрального состава, и изменяется.

В трактовке поверхностей затемненные места и тени играют большую роль, чем пятна света, т. к. очень часто их расположение и градации вызывают представление о форме, которой нет, но для которой характерно именно такое распределение теней.

Ощутимая тень должна быть в 3-6 раз темнее фона; так же, как и для пятен света, ее местоположение решающим образом влияет на восприятие пространственного решения архитектурной композиции и психологическую характеристику.

Наличие теней в интерьере создает несколько явлений, имеющих большое художественное значение, т. к. они определенным образом влияют на объемную композицию и декор помещения.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Физиология человеческого зрения
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Яркостные контрасты и их восприятие человеком
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0049 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑