Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 8.5

Принципы использования различных видов света в витринах

При выборе приема освещения прилавка необходимо, прежде всего учитывать, что он является рабочим местом продавца и предназначен для детального рассмотрения выбранного товара. Освещение должно обеспечить на горизонтальной плоскости прилавка свет около 250-300 лк. Для этого источники света должны находиться точно над ним либо необходимы различные устройства (типа экранирующих решеток), которые направляли бы сюда световые потоки. Большая освещенность помогает также выявлению цвета товара; яркость при этом должна быть не ниже 100 кд/м2.

Освещение внутренних витрин имеет не только функциональную, но и декоративную нагрузку, т. к. помогает создать характеристику помещения и украсить его интерьер.

Есть несколько основных типов внутренних витрин торгового зала. Все они предназначены для показа имеющегося в магазине товара и помогают покупателю выбрать нужный. Освещенность на плоскости, где выложен товар, должна составлять 150-200 лк.

Принципы использования различных видов света в витринах таковы: если выставленные в витрине предметы цветные, и этот цвет нужно выявить, необходимо применение рассеянного света, не дающего теней. Для этого лампы закрывают экранами молочного стекла. Но хотя рассеянный свет и не даст теней, он неэкономичен и поэтому не рекомендуется для освещения витрин. Цветной свет во внутренних витринах почти не применяют. При необходимости выявить цвет и пластику выставленного товара применяется комбинированное освещение рассеянным и прямым светом.

Внутренние односторонние витрины представляют собой своего рода ящики со стеклянной передней стенкой. Они могут быть вставлены в перегородку или приставлены к ней в виде пояса, отдельных вставок или целой панели, а также заменять собой перегородки, организуя движение в зале. Подсвет товаров осуществляется лампами, спрятанными в конструкции витрин.

Витрины для ювелирных изделий также можно оформить в виде специальных ящиков различной величины и формы, ставящихся вертикально на ребро и навешивающихся на стену. Дно такого ящика обычно из черного бархата, стенки (одна или все) с козырьками, закрытые от смотрящего на «ящик», т. к. за ними находятся лампы; свет ламп направлен на изделия. «Ящики» как бы укрупняют товары, позволяя их сгруппировать и сосредоточить внимание покупателя. Они есть в самом магазине и на больших наружных витринах. Если витрина слабо освещена, ярко освещенные «ящики» с товаром (особенно, если их несколько) бросаются в глаза.

Внутренние круговые витрины представляют собой различные стеклянные шкафы и шкафчики, способ подсветки которых зависит от их конструкции. Наиболее удачны два варианта размещения ламп в таких витринах. Лампы (чаще всего линейные, т. е. люминесцентные) размещают под верхней крышкой; такой способ освещения пригоден для витрин-шкафов с одной стеклянной полкой, а также для шкафов совсем без полок. Второй вид подсветки витрин этого типа размещение ламп в полости двойной стеклянной полки; эта конструкция дает возможность осветить две полки: предмет, находящийся на полке, освещается снизу, а предмет, расположенный внизу, сверху.

Витрины-стенды являются настенным оборудованием торгового зала магазина и разделяются на несколько типов: стенды для показа товара, стенды вешала и стенды для хранения товара. Для первого типа наиболее характерным приемом освещения является размещение ламп вне стенда и направление их светового потока на его поверхность; в стендах вешала для одежды (одноэтажных высоких стендах) лампы вмонтированы в верхнюю крышку; стенды третьего типа имеют только общее верхнее освещение, дающее возможность продавцу быстро находить выбранный покупателем товар.

По соображениям экономического характера малые одно функциональные магазины, как правило, либо очень непритязательны, либо очень парадны. Для общего освещения первых применяется самый простой прием.

Местное освещение здесь обычно также очень незначительно, поскольку общее создает хорошую освещенность всех малых по размерам функциональных зон. Однако иногда местное освещение все-таки бывает необходимым для показа отдельных товаров.

В «парадных» малых магазинах (ювелирных или парфюмерных) освещение является одним из элементов их художественной композиции. Поэтому здесь могут использоваться самые сложные приемы от светящих карнизов (иногда с цветным потолком или мозаикой) до ступенчатого в несколько «этажей» или вырезанного потолка.

Одна из важных проблем, возникающих при искусственном освещении торговых залов - цветопередача примененных ламп. Особенно важное значение это имеет в магазинах готового платья, тканей, мяса, кулинарии. Цветопередача всецело зависит от типа примененных ламп. Теплые тона хорошо выявляются мощными (200-300 Вт) лампами накаливания, в спектре света которых превалируют теплые цвета.

Наружные витрины являются элементом магазина и одновременно немаловажной составной частью украшения и подсветки улицы. Именно от ее категории и интенсивности окружающего освещения зависит яркость освещения витрин. Наружные витрины составляют важный элемент экстерьера торгового здания, поэтому искусственное освещение их должно не только дать возможность наилучшим образом показать выставленный товар, но и помочь создать образ магазина.

Устройство в современных магазинах очень больших, открытых изнутри наружных витрин без переплетов выдвигает особые требования к общему освещению торговых залов, в частности к его освещению скрытым светом. Цель применения таких витрин как можно больше объединить интерьер и экстерьер магазина, слить пространство помещения и улицы. Поэтому лампы, создающие скрытый (отраженный) свет, не должны просматриваться не только в зале, но и с тротуара, на который «работает» интерьер. Если пол зала намного превышает уровень тротуара (на 1-1,5 м), такая опасность отсутствует, но при размещении их примерно на одном уровне лампы скрытого света обнажаются. Поэтому для общего освещения зала нужно учитывать ширину тротуара и увеличить расчетные габариты зала, что очень удорожает осветительные установки.

Практика показывает, что для хорошего освещения товаров на витрине она должна быть освещена с трех сторон сверху, справа и слева. Лампы должны находиться несколько впереди товара, особенно если выставлены объемные предметы (например, драпировочные ткани), т. к. это помогает избежать больших теней, искажающих их вид.

В более простых случаях, когда не только выставлены плоские предметы, но плоскостная и композиция всей выкладки (например, витрина нот), источники света могут быть расположены только вверху. Для уменьшения тенеобразования свет в наружной витрине должен быть рассеянным лампы закрывают рассеивателями молочного стекла или пленкой, глубокими экранирующими решетками и т. д.

Лампы, светильники и осветительные установки обязательно следует размещать в витринах скрыто: их яркость в десятки раз превышает яркость выставленных товаров, и именно они, а не товар, привлекают к себе внимание смотрящего; кроме того, из-за яркостного контраста с ними товар кажется бледным, выцветшим и неинтересным. Скрыть лампы позволяет создание в местах их установки полостей, закрытых со стороны зрителя непрозрачными козырьками.

Освещение наружных витрин из функциональных и декоративных соображений должно быть в среднем около 300-400 лк в вертикальной плоскости, в которой находится выставленный товар. Поскольку в современных витринах обычно нет задней стенки поверхности, отражающей световые лучи и ограничивающей пространство витрины, изменяются принципы экспонирования товаров в них, а следовательно, и их освещение. Такие витрины, как правило, неглубоки, выкладка, ставшая почти плоскостной, приближается к стеклу; сюда же приближен и свет. Объемность экспозиции такой витрины заключается в том, что товары смотрятся на трехмерном фоне интерьера зала, который как бы включен в витрину. Витрины без задней стенки просматриваются с двух сторон (изнутри и снаружи), поэтому интенсивно подсвечивать их изнутри не следует: соотношение внешней и внутренней освещенности должно составлять 1:1,5-1:2.

Иногда в неглубоких витринах в композицию выкладки включаются лампы или отдельные светильники; верхнее освещение витрины и в этом случае сохраняется.

От загруженности наружной витрины без задней стенки выкладкой и осветительными установками зависит экономика освещения торгового зала чем больше открыта витрина, тем меньше искусственного света, дополнительного к естественному, требуется для освещения зала в дневное время. В вечернее время через большую витрину уходит очень много света, что необходимо учитывать при расчетах.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Освещение магазинов
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Освещение выставок и музеев
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0605 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑