Главная / Статьи / Циклы статей / Автомобильные дороги и окружающая среда / Глава 1.7

Оценка взаимодействия автомобильной дороги с окружающей средой

Результаты взаимодействия автомобильной дороги с окружающей средой зависят, с одной стороны, от интенсивности движения и характеристик транспортных средств и, с другой стороны, от расположения и размеров дороги, от ее транспортно-эксплуатационных качеств и от системы ее эксплуатации. Автомобильную дорогу в экологическом аспекте следует рассматривать не только как инженерное сооружение, а как вытянутое в линию предприятие, которое выполняет транспортную работу, вырабатывает продукцию в виде перевозок и которое, как любые другие предприятия, взаимодействует со своим окружением.

Нужно сказать, что вопрос о взаимодействии дороги как инженерного сооружения с окружающей средой для специалистов не нов. Инженеры путей сообщения давно оценили результаты влияния природных условий на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Разрабатывая меры по защите земляного полотна и дорожных одежд от вредных воздействий климатических, топографических, геологических, гидрологических и других природных условий, они заметили, что и дорога как важное звено хозяйственной деятельности человека, в свою очередь, оказывает определенное влияние на природные условия и является фактором их изменения. В частности, устройство насыпей и выемок приводит к изменению рельефа местности, наличие земляного полотна изменяет условия поверхностного стока воды, мостовые сооружения влияют на режим рек, дорожные сооружения

Могут способствовать как закреплению грунта, так и развитию таких процессов, как оползни, осыпи, образование оврагов и пр.

Однако до сравнительно недавнего времени главное внимание инженеров путей сообщения было сосредоточено на защите дороги от окружающей среды. С развитием дорожного движения весьма острой стала проблема защиты окружающей среды от отрицательных воздействий системы «дорожные условия - транспортные потоки».

Биологически-экологическая связь автомобильной дороги с окружающей средой становится крепче и заметнее. Меняются взгляды на комплекс «дорога - окружение», который теперь оценивается не только в визуальном аспекте, но и в сопоставлении биологических компонентов с экологическими. Жизнь растений и животных рассматривается не изолированно, а в совокупности с местом их жизни и условиями их обитания (биоценозом).

В результате накопившегося опыта и отдельных исследований на XV Международном дорожном конгрессе в Мехико (1975 г.) была создана рабочая группа по подготовке вопроса «Дорога и окружающая среда» к очередному конгрессу. На XVI Международном дорожном конгрессе в Вене (1979 г.) состоялась конференция- дисскусия по этому вопросу. Основные выводы, принятые конгрессом, заключаются в том, что при проектировании новых дорог или реконструкции существующих следует обязательно учитывать их воздействие на окружающую среду. Вспомогательным средством для выбора и принятия проектного решения является создание моделей, обеспечивающих учет всех положительных и отрицательных воздействий будущих дорог, а также систематическое сопоставление этих факторов. При обсуждении достоинств проекта автомобильной дороги и целесообразности его реализации необходимо принять во внимание следующие положительные воздействия на окружение. Главным образом они относятся к сфере всестороннего развития района тяготения.

Прежде всего, автомобильная дорога способствует эффективному использованию общественного автомобильного транспорта и обеспечивает важнейшие внутри- и межрайонные связи. Трудно переоценить роль автомобильной дороги в уменьшении различия между городом и деревней. Дорога способствует тому, что сельское население получает доступ к городу как месту работы, культурному центру и центру снабжения, а городское население - к сельским районам.

Последнее способствует организации участия городского населения в сельскохозяйственных работах, а также организации отдыха. Дорога играет важную роль в выравнивании уровней развития различных районов. В результате улучшения транспортных условий повышается эффективность капиталовложений в отдаленных, экономически еще не освоенных районах.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Охрана курортов
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Ландшафты
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0042 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑